Чудесный разговор

Полезная информация о вашем здоровье

Детская и возрастная психология

Возрастные особенности детей 10-11 лет

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.

Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.

Конец детства

Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
  • поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
  • среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
  • обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.

Психологические особенности

Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.

Позитивные проявления

Сюда можно отнести:

  • повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
  • расширение интересов;
  • появление планов на будущее.

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:

  • частые смены настроения;
  • огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
  • протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.

Общие проблемы всех подростков

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:

  • высокий уровень тревожности, неуверенности в себе;
  • мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
  • девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
  • начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
  • начинается пора первых влюблённостей;
  • хочется как можно больше свободы и независимости;
  • родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

Как могут помочь родители

С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет — впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка — так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться — бесценно.

Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы — взрослый и мудрый — не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.

Несколько советов для родителей подростков

Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:

  • что для вас было важно;
  • как реагировали родители на ваши проблемы;
  • к кому вы шли за советом.

Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:

  • говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
  • больше рассказывайте о себе в его возрасте;
  • не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
  • занижать перед ребёнком значимость его проблемы — ошибка;
  • не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
  • внимательно следите за изменениями характера ребёнка.

Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Амнезии — расстройства памяти, при которых происходит потеря прошлого опыта человека, его умений, навыков, знаний.

Амплификация — максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития личности (А. В. Запорожец).

Анализ — одна из основных операций мышления, заключается в выделении в объектах элементов, свойств, связей, в разделении предмета на части.

Асинхронность — закономерность психического развития, согласно которой различные психические функции имеют различные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

Аффект — форма переживания эмоций, признаками которой являются быстрое возникновение, бурный и кратковременный ход, сопровождение нарушениями сознания, потерей самоконтроля. Вызываются острыми жизненными ситуациями. Склонность к аффектам свидетельствует о невоспитанности, неумение владеть собой.

Биологизаторского подход — психологические теории, в которых преувеличивается роль биологических факторов развития личности.

Ощущение — элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Возраст психологический — новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, ее внешнее и внутреннее жизни, весь ход ее развития в данный период (Л. С. Выготский).

Возрастные новообразования — новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в определенном возрастном периоде и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь.

Воспитание — процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и дают основания пользоваться правами члена общества.

Свойство психическая — система устоявшихся, фиксированных и повторяющихся признаков психического факта (качества характера, темперамента, способностей).

Воля — психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения с целью достижения поставленных целей.

Волевая готовность ребенка к школьному обучению — уровень развития произвольности в организации ребенком своей познавательной деятельности.

Узнавание — воспроизведение индивидом объекта при повторном его восприятии.

Поступок — разновидность волевого действия, направленная на достижение общественно значимой цели, составляет акт нравственного поведения, регулируемый определенными этическими нормами.

Гениальность — высший уровень способностей, проявлением которых является открытие личностью новых направлений, путей в области научных исследований, техники, искусства.

Гетерохронность — закономерность психического развития, заключается в неравномерном, волнообразном характере развития отдельных психических процессов.

Игра — вид деятельности, целью которой выступает сам процесс деятельности, а не предметный результат; источником которой служит подражания и опыт и движимый потребностью личности в активности.

Игра строительная — разновидность игры, в которой развертывания определенного сюжета связано с предметными действиями по сооружению и конструированию из кубиков, конструкторов, вспомогательных материалов с использованием песка, глины, камней и тому подобное.

Игра дидактическая (учебная) — разновидность игры, которая позволяет приблизить процесс обучения к возрастных особенностей дошкольника; в ней тесно переплетаются игровая и учебная цели, сочетается игровая и познавательная мотивация.

Группа социальная — любые более или менее устойчивые объединения людей.

Созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма.

Детерминизма принцип — принцип исследования психики, по которому реагирования человека на внешние воздействия зависит не только от характеристик этого влияния, но и от особенностей психики человека (интересов, опыта, образованности, знаний и т.п.): «внешние причины действуют через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн).

Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

Деятельность мнемическая — система сложных по структуре психических процессов, управляемых мнемической целью, формируется у дошкольника на основе врожденных, биологических форм памяти.

Деятельность бытовая — вид деятельности, что выступает средством удовлетворения биологических потребностей человека в пище, тепле, чистоте и имеет социальную природу, поскольку ее выполнение предполагает усвоение человеком принципов организации своего быта, принятого в обществе, овладение социально выработанными культурно-гигиеническими навыками.

Деятельность производительная — изобразительная и конструктивная деятельность ребенка, нацелена на получение результата, что творческий и оригинальный характер.

Дифференциация психики — закономерность психического развития, заключающийся в последовательном осложнении психики путем накопления новообразований.

Эксперимент психологический — один из основных исследовательских методов психологии, специфика которого заключается в специальном создании условий, при которых возникают ожидаемые психические процессы, акты поведения ребенка, в повторении их для проверки истинности экспериментальных выводов, в изменении этих условий с целью выявления их влияния на ход исследуемых процессов.

Экстериоризация — процесс перехода внутренней стороны деятельности (внутренних действий) во внешнюю (внешние воздействия) происходит при осуществлении планов.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмпатия — один из механизмов взаимопонимания, заключающийся в эмоциональный отклик на переживания другого человека (сочувствие, сопереживание).

Эталоны-образцы этические — эмоционально-когнитивные обобщения относительно способов поведения; отражают определенную сферу жизни ребенка и включают в себя общественную оценку и эмоциональное отношение.

Идеал — форма стремления личности, отражающий ее потребность действовать в соответствии с образцом, выбранным для подражания.

Идентификация — один из механизмов взаимопонимания, заключающийся в уподоблении себя другому человеку, способности раскрыть ее точку зрения.

Индетерминизм — позиция, противоположная принципа детерминизма, утверждает замкнутый характер психики, ее полную независимость от внешних условий, отрицая, что можно узнать о внутреннем мире человека по его поведению; единственно возможным методом при этом провозглашается самонаблюдения или интроспекция.

Индивид — это отдельный представитель вида живых существ, которому присущи и общие, и частные, и неповторимые качества.

Индивидуальность — это совокупность особенностей, отличающих одного человека от других.

Интерес — осознаваемый человеком мотив, является эмоциональным проявлением познавательных потребностей и выражается в желании больше узнать об объекте интереса, глубже понять его. Удовлетворение интереса не ведет к исчезновению потребности, а наоборот — к ее усилению, поэтому его называют ненасыщаемой мотивом.

Интериоризация — процесс перехода от внешней к внутренней стороне деятельности, ярко проявляется в деятельности учения.

Интеграция психики — закономерность психического развития, заключается в укреплении и расширении связей между отдельными психическими образованиями.

Задатки — природная основа способностей, еще неразвитых, которая проявляется при первых попытках человека заняться деятельностью.

Способности — система свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивает высокие достижения в ней.

Способности интеллектуальные — первые проявления способностей ребенка, основу которых составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заменителем и замещаемые объектом.

Способности сенсорные — первые проявления способностей ребенка, связанные с восприятием ребенком предметов и их качеств, составляющих основу умственного развития; интенсивно формируются с 3-4 лет.

Способности творческие — разновидность способностей ребенка, связанный с воображением, которые позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

игры — то момент действительности и отношений между взрослыми, выделяемого в соответствующей сфере действительности как наиболее значимый в понимании детей и воспроизводится ими в игре.

Зона ближайшего развития — одно из основных понятий культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского, охватывающая те способы деятельности, которыми ребенок не владеет самостоятельно, но может их выполнить при помощи взрослого. Развивающее обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития (Петровский А.В.).

Компетентность педагога профессиональная — личностные возможности педагога, которые позволяют ему самостоятельно и эффективно реализовывать цели педагогического процесса; единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. В педагогической компетентности выделяют такие гармонично сочетаются составляющие: знания, умения, навыки, способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности (Митина Л.М.).

Комплекс оживления — важное психическое новообразование периода новорожденности, что возникает при контакте ребенка с взрослым и включает эмоциональные и двигательные реакции: улыбку, вокализации, ребенок тянется ручками и направляет взгляд в направлении взрослого.

Конвергенции теории — психологические теории, опирающиеся на положение о конвергенции (скрещивания) биологических (наследственности) и социальных (среда) факторов развития личности при определяющей роли биологических (немецкий психолог В. Штерн).

Кризис 3-х лет — одна из кризисов психического развития, возникает на границе раннего и дошкольного возрастных периодов; отмечается кризисными явлениями в поведении ребенка (негативизм, протест, обесценивание взрослых, произвол, неповиновение, упрямство) и происходит при несоответствии между операционно-технической (владение способами и средствами деятельности) и мотивационной (стремления, интересы, желания по выполнению деятельности) сторонами предметно манипулятивной игры. Возникает при блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности.

Культурно-историческая концепция развития высших психических функций (теория Л. С. Выготского (1896-1934 гг.)) — Теория лич-тесного и психического развития, согласно которой развитие ребенка осуществляется через интериоризации способов действий, существующих в ее ближайшем окружении; высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольное внимание, словесно-логическая память, воображение, воля) никак не представлены в материальной структуре организма, а является результатом развития органично представленных низших психических структур человека в условиях общества.

Лепет — см .: вещания жестикуляторне.

Макросреда — источник психического развития личности, составляет общество, его социально-экономическую и политическую систему.

Стратегическое — источник психического развития личности, заключающееся в национально-культурных и социально-демографических особенностях населения по месту жительства ребенка.

Методы диагностические (тесты) — группа методов психологического исследования, используемые для выяснения того, насколько психические качества человека соответствуют ранее обнаруженным нормам и стандартам.

Метод лонгитюдный — один из двух основных способов организации психологического исследования (второй способ — поперечных срезов), распространенный в детской психологии, предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных людей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет).

Метод сравнительный (возрастных или поперечных срезов) — один из двух основных способов организации психологического исследования, предполагает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики.

Методы информационные — группа методов психологического исследования, в результате которых получают новые знания; основными из них выступают наблюдения и эксперимент.

Методы психологии вспомогательные — группа методов психологического исследования (анкета, беседа, интервью, самонаблюдение), которые сами по себе не отличаются достаточной объективностью и используются в дополнение к наблюдению и эксперименту.

Методы психологического исследования — определенные пути сбора научных психологических фактов, которые отражают специфику психических фактов или явлений и служат предметом теоретического анализа.

Микросреда — источник психического развития личности, включая его непосредственное окружение, близких взрослых, семью.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Язык — система знаков, служит средством человеческого общения и деятельности мышления, способом выражения самосознания, передачи от поколения к поколению и хранения информации; речь существует и реализуется через речь.

Речь — это форма общения с помощью языка, которая сложилась исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей.

Речь жестикуляторне (лепет) — первая форма речи ребенка младенческого возраста, состоит из первых слов, понять которые взрослый может только с учетом мимики, жестов ребенка и ситуации.

Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению — желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

Мотивация — система всех видов побуждений личности (потребности, мотивы, интересы, цели установки, идеалы), которые регулируют поведение и деятельность человека.

Мотивов подчиненность — важное личностное новообразование; обусловлена стремлением соответствовать требованиям взрослого способность ребенка выбирать между мотивами «хочу» и «надо» второй как приоритетное.

Мечта — форма стремления личности, содержанием которого является созданный фантазией образ желаемого будущего.

Навык — действие, неоднократное выполнение которой привело к ее автоматизации, признаками которой является максимально быстрое выполнение, отсутствие лишних движений, минимальная психофизическая напряжение, снижение контроля при сохранении качества исполнения.

Обучение — процесс взаимодействия между тем, кто учит (педагог), и тем, кто учится (ученик), в результате которого у последнего формируются определенные знания, умения, навыки.

Настроение — форма переживания эмоций, составляет общее эмоциональное состояние, фон протекания психических процессов и поведения человека (деятельность происходит на определенном эмоциональном фоне).

Научение — устойчивые целесообразные изменения деятельности, возникающие благодаря предыдущей деятельности и не вызваны непосредственно-врожденными физиологическими реакциями организма.

Бессознательное — низкий уровень психики человека; форма отражения, при которой человек не контролирует свое поведение, неполно ориентируется во времени и пространстве, нарушается речь.

Одаренность — совокупность способностей, обусловливающие особенно успешную деятельность человека в одной или нескольких сферах, которые выделяют ее среди других людей, выполняющих ту же деятельность в тех же условиях.

Онтогенез — развитие живых существ в процессе их индивидуальной жизни, что заключается в изменениях, которые носят закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.

Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б. Г. Ананьев) способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных связей (Л. И. Анциферова) система свойств, которую приобретает индивид в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включения в общественные отношения (А. В. Петровский); социальная свойство индивида (Б. Ф. Ломов); особое качество, которое приобретает индивид в обществе (А. Н. Леонтьев).

Память — запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта.

Передеталоны предметные — конкретные предметы-мерки, используемые ребенком в ходе практического соотнесения предметов по определенным признакам (прежде, по форме и величине) возникают в раннем возрасте.

Убеждение — система осознанных потребностей личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением, знаниями.

Персонологические (личностные) теории — психологические теории, для которых характерно отрицание определяющей действия биологических или социальных детерминант; главной детерминантой психического развития рассматривается сама личность, ее самодетерминация (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, Л. Блетц, Г. Имре и др.).

Познавательная готовность ребенка к школьному обучению — готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка, заключается в уровне развития познавательных процессов, в качественных особенностях детского мышления (умение выделять существенное; сравнивать, видеть подобное и отличное; рассуждать, находить причины явлений, делать выводы ).

Пластичность — способность психики к изменениям, которая лежит в основе психического развития.

Поведение полевая — поведение, непосредственное обусловлена переживаниями, желаниями ребенка, импульсивная, ситуативная, непоследовательная (А. Н. Леонтьев).

Понятие — мысль или форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и единичные признаки предметов и которая составляет основу научных знаний (понятия математические, грамматические, физические и т.д.).

Потребность — состояние нужды, выражающее зависимость организма от конкретных условий существования, и является источником его активности.

Поезд — побуждение деятельности, в основе которой находится необходимости объект удовлетворения которой личность не осознает.

Чувство выше — разновидность эмоций личности, отражающие отношение личности к явлениям социальной действительности и является результатом формирования в условиях обучения и воспитания.

Стремление — это мотивы поведения, в которых проявляется потребность человека в таких условиях существования и развития, непосредственно отсутствуют, но могут быть созданы в результате деятельности.

Труд — вид деятельности, направленной на производство общественно-полезных продуктов (материальных или идеальных).

Предметы-атрибуты — разновидность игровых предметов, непосредственно указывают на определенную профессиональную деятельность взрослых и является их обязательными признаками (белый халат и шапочка у врача, указка и доска в учителя).

Предметы игровые — предметы, используемые в игровом назначении, с помощью которых ребенок наглядно воображаемую ситуацию, как основу замысла игры; делятся на три основные группы: игрушки, атрибуты, предметы-заменители.

Страсть — форма стремления, отражает потребности непреодолимой силы; сильное, устойчивое, длительное чувство.

Ведущая деятельность — деятельность, в которой формируются основные осо-бистисного новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности (А. Н. Леонтьев).

Вина (детская) — нарушение детьми установленных в обществе правил (Г. А. Люблинская).

Процесс психическое — система процессуальных признаков психического явления с выделением начала, промежуточных стадий, и завершение.

Психика — это свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности (А. Н. Леонтьев).

Реакция сосредоточения — проявление поведения ребенка младенческого возраста, когда она направляет взгляд, замирает, тянется к объекту, что вызвал интерес. Служит предпосылкой развития внимания.

Режим дня — обоснованное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении и активности (по Н. М. Щелованов).

Рекапитуляции теория — теория американского психолога Гренвилл Стэнли Холла (1846-1924), по которому онтогенез психики включает сокращенное воспроизводство стадий исторического развития человеческого общества.

Рефлексия — один из механизмов взаимопонимания, заключающийся в осознании человеком того, как она воспринимается партнером в общении.

Уровень актуального развития — одно из основных понятий культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского, охватывающая те способы деятельности, которыми ребенок владеет самостоятельно, без помощи взрослого (самостоятельно читает, пишет, решает задачи, отвечает на тестовые вопросы).

Умственные действия — система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые непосредственно не воспринимаются.

Роль — общественно принятый способ поведения людей в различных ситуациях (Д.Б.Эльконин).

Движущие силы психического развития — внутренние противоречия, побуждающих человека к активности, направленной на их преодоление. Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.

Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, в результате появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.

Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности». В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.

Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.

Между перспективными и близкими целями.

Самосознание — одно из проявлений сознания как отделение себя («Я») от объективного мира («Не Я») осознание, оценка человеком самого себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т. Самосознание имеет иерархически построенную структуру от элементарного самочувствие к самопознанию и высшего уровня — самоотношения, которые проявляются в самоконтроле и саморегуляции своего поведения (К. К. Платонов).

Мировоззрение — совокупность убеждений личности, формирование которого составляет важную задачу обучения и воспитания; в общих чертах образуется до конца школьного возраста.

Сенситивный период — специфический для каждой психического свойства возрастной интервал, когда она развивается наиболее интенсивно.

Сенсомоторные передеталоны — неосознаваемые способы выделения пространственных свойств предметов с помощью движений тела, руки, сначала с реальным предметом, а затем с воображаемым; возникают в младенческом возрасте.

Сенсорные эталоны — психические образы, содержащие представления о чувственно воспринимаемые свойства объектов; формируются у ребенка с трех лет.

Синтез — одна из основных операций мышления, заключается в сочетании отдельных элементов предметов, в объединении отдельных его частей в единое целое.

Социальная ситуация развития — соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский).

Социологизаторський подход — психологические теории, для которых характерно преувеличение роли общественных факторов (общества) в формировании личности.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, который предусматривает обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание между его участниками.

Общение педагогическое — профессиональное общение педагога с воспитанниками во время различных форм работы с детьми, выполняет определенные педагогические функции и направленное на оптимизацию обучения и воспитания (А. А. Леонтьев).

Восприятие — психический процесс отражения в мозге человека предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии раздражителей на анализаторы.

Направленность личности — моральная, этическая характеристика личности, которая проявляется в реальном смысле общественного поведения и определяется содержанием доминирующих мотивов.

Состояние психическое — психический факт, существующий в некоторый незначительный промежуток времени и обусловлен ситуацией (проявления воли, внимания, мышления, чувств).

Стресс — форма переживания эмоций личностью, признаками которой является состояние напряжения при угрозе или перегрузке, что амбивалентно сказывается на здоровье и деятельности личности: положительно (эустресс) или отрицательно (дистресс).

Прыжок роста — феномен физического развития, при котором наблюдаются быстрые и бурные изменения в росте, весе и другим параметрам.

Суждение — мысль или форма мышления, в которой обобщен отражаются связи между предметами или их свойствами.

Сюжет — составляющая структуры сюжетно-ролевой игры, определяется тем кругом явлений действительности, которые находят отражение в игре.

Талант — высокий уровень способностей человека к определенной деятельности, который проявляется в оригинальности и новизне подхода, сопровождается достижениями наиболее высоких результатов в этой сфере.

Темперамента свойства — устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, остаются относительно неизменными при различном содержании, целях деятельности и образуют структуру, характеризующую тип темперамента.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания, предусматривающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

Умение — готовность человека успешно выполнять деятельность, основанная на знаниях и навыках.

Умозаключение — связь между мыслями, форма мышления, в результате которого из нескольких связанных известных суждений следует новое суждение.

Учение — один из основных видов деятельности, когда действия человека направляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения; когда субъект действует ради усвоения нового опыта.

Установка — готовность личности действовать определенным образом.

Воображение — своеобразная форма отражения объективной действительности, психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, образованных в предыдущем опыте.

Воображение аффективная — одна из первых форм воображения ребенка раннего возраста, содержанием которой выступают эмоции и переживания ребенка.

Воображение познавательная — одна из первых форм воображения ребенка раннего возраста, содержанием которой являются образы воображаемых предметов, ситуаций.

Представление через действие — первые проявления воображения у ребенка раннего возраста, возникающих в процессе слушания детской литературы и состоит в том, что ребенок показывает действия персонажей по ходу слушания бьет ручкой по столу, притворно плачет ..

Фотографическая запись — одна из возможных форм ведения протокола наблюдения, который, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп (М. Я. Басов).

Характер личности — совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности при типичных обстоятельствах и определяются отношением личности, к этим обстоятельствам.

Цель — ведущий компонент структуры деятельности, является образом будущего результата деятельности.

Психическое развитие ребенка

28.07.16 10:00 / 👁19078 (181 за неделю) / ⏱️8 мин. /

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

37 Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот п …

Периоды психического развития

Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:

  • Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
  • Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.
  • Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
  • Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
  • Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
  • Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

22 2 Развитие мелкой моторики рук у детей

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и уп …

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.

Поведенческие проблемы у детей: диагноз или воспитание

Психологи, работающие с детьми, ежегодно отмечают увеличение количества обращений по вопросам поведения детей. В октябре таких обращений всегда больше чем когда-либо, с одной стороны, это не удивительно, ведь проблемы в поведении особенно ярко проявляются у детей, пришедших в детский сад или школу. Если в семейном кругу «шалости» ребенка зачастую относят к набалованности, к его характерным особенностям, то в коллективе детей и взрослых встает вопрос, что делать с ребенком?

Наступает осень, дети возвращаются или впервые приходят в детские сады и школы. Родители часто жалуются на то, что педагоги не могут найти подход к их ребенку и их недовольство не всегда обосновано. Но поведение ребенка в коллективе может сильно отличаются от его поведения дома. На встрече с психологом родители говорят о том, что кто-то из членов семьи утверждают, что в детстве у них тоже были подобные проблемы и ничего, «перерос». При обращении к неврологу в возрасте до 5 лет, родители тоже нередко слышат «отстаньте от ребенка – перерастет», «к 12 годам все нормализуется». Кого слушать?

Для начала необходимо разобраться, в чем разница между плохим поведением и расстройством поведения у детей?

Расстройство поведения у детей может начинаться в раннем возрасте, но далеко не всегда поведенческие проблемы связаны именно с расстройством поведения. Дети, которые в раннем возрасте демонстрируют признаки расстройства поведения далеко не всегда страдают именно расстройством, но они есть и их не мало. С большей долей вероятности такие дети всегда будут иметь проблемы в общении, в социализации в обществе и им необходима помощь. Чем раньше она будет оказана, тем лучше.

Родители часто спрашивают, как лечить ребенка? Есть ли препараты, которые помогут нормализовать его поведение?

К сожалению, нет лекарств, которые были бы официально одобрены для лечения расстройств поведения. Медикаменты для лечения поведенческих проблем используются в качестве вспомогательного средства, снижающего агрессивность, импульсивность, стабилизирующего настроение. Лекарственные препараты могут оказывать положительный эффект при лечении конкретных симптомов расстройства поведения. Ведь контроль симптомов имеет немаловажное значение в решении проблем связанных с расстройством поведения у детей. Он помогает ребенку легче справляться с требованиями семейных и социальных правил поведения. Ранняя помощь может предотвратить будущие проблемы, но все зависит от симптомов вашего ребенка, их тяжести, его возраста и общего состояния здоровья.

Почему все специалисты по-разному смотрят на проблемы, которые беспокоят родителей и специалистов детских учреждений?
Ответить на этот вопрос и просто и сложно одновременно. Дело в том, что каждый специалист хорошо разбирается только в своей области и обладает довольно узкой компетенцией. Это неплохо, на западе готовят еще более узких специалистов, но у них хорошо отлажена система взаимодействия между ними, а у нас этого нет.

Приходят родители с ребенком, у которого налицо признаки расстройства поведения, к неврологу, а специалист говорит, что с ним все в порядке, это все пройдет со временем. Так и есть, в отношении неврологического статуса ребенок абсолютно здоров и если можно отнести его проблемы к неврологии, то только в отношении незрелости его нервной системы, а так как он ребенок, то все может измениться в процессе ее созревания.

Когда родители приходят к детскому психиатру, то там картина подобная, психиатр не может поставить диагноз ребенку, если нет абсолютной уверенности в том, что ребенок психически не здоров. Отделить норму от патологии довольно трудно и отдельные симптомы еще ничего не значат, в лучшем случае, но я не уверена в этом, ребенка направят в стационар для наблюдения и уточнения возможного диагноза. Мы возвращаемся к вышесказанному, ребенок растет, его высшие психические функции «дозревают» вместе с его ростом.

Приводят родители ребенка к психологу, он, с точки зрения своей компетенции, выносит свой вердикт и предлагает позаниматься и с ним, и с родителями на формирование коммуникативных навыков, взаимодействия друг с другом и многого другого, что, безусловно, будет полезно и для ребенка и для родителей, но не решит проблемы в целом.

Вот, вроде бы круг замкнулся, а решение не найдено, вопрос «что делать?» так и остался без ответа.

В данное время хорошо развивается еще один вид помощи ребенку, появились специалисты, работающие с развитием и коррекцией высших психических функций — нейропсихологи. Работа нейропсихолога так же заключается в диагностике, развитии и коррекции поведенческих проблем, так как за поведение отвечают определенные участки мозга ребенка, которые по каким-либо причинам не выполняют свою функцию должным образом. Ведь речь идет о незрелости нервной системы ребенка, кому как не ему заниматься ее развитием. Некоторые дети с нарушениями поведения, имеют проблемы в лобной доле головного мозга. Это мешает ребенку организовывать, планировать, думать, прежде чем действовать, избегать вреда и учиться на негативном опыте.

К сожалению, неврологи, психиатры и другие врачи, крайне редко рекомендуют занятия с нейропсихологом, а ведь помощь нейропсихолога нужна и детям с расстройством поведения и детям просто с плохим поведением. Причины плохого поведения выявляются на нейропсихологической диагностике, а затем составляется программа развития или коррекции, зависящая от возраста ребенка.

Если бы можно было объединить знания и усилия всех специалистов и создать некий «коридор» помощи детям, проблема решалась бы довольно просто. Ведь, по сути, ребенку нужны все перечисленные специалисты. Вся беда в том, что все они, безусловно, обладающие знаниями каждый в своей области, крайне редко объединяются и выстраивают логически обоснованный маршрут для конкретного ребенка, которому нужна их адекватная помощь.

Ваш психолог, нейропсихолог, Галина Журавлева.

Прочитать другие мои статьи и подписаться на новые публикации можно А также Вы можете записаться ко мне на личный прием или на онлайн-консультацию

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх